В данней теме ведется обсуждение старого Сибирского тракта. Если кто-то владеет любой малейшей информацией, прошу писать этой теме.

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

Предистория.
Я вырос в деревне Ключи-Булак на улице Трактовой. В детсве ошибочно считал, то название произошло от слова Трактор, оказалось, что по нашей улице проходил Сибирский тракт, по которому в далеком прошлом везли декабристов. Вот я и решил узнать больше об этом уникальном пути.
Часть его затопило, часть маршрута используется сейчас, а остальная осталась зарастать лесом.
Так же на пути тракта существовали заимки, о месте нахождения которых тоже хотелось бы узнать.
Думал что часть информации найду на братском форуме, но меня побрили, удалив старый форум, без возможности простомотра его архива ](
Так что господа, призываю Вас к обсуждению!

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

В дальнейшем после накопления фактов, можно прокатится по нему и посмотреть на интересные места.

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

4

Можно. Было бы крайне интересно, а если удастся подкрепить это фотографиями, имеющими связь с прошлым (столбы верстовые, какие-нибудь кородцы, "полустаночки"), будет идеально - это уже даже солидно,а не просто любопытно ;-)
Так что вопрос: что такого исторического связано с этим трактом именно в виде физических объектов, либо точных описаний мест в литературе, истории?

к черту правила!

5

типа "вот на этом повороте был убит Колчак" :-)
А тракт вообще проходим сейчас? можешь его на карте нанести?

к черту правила!

Я замусь этим сегодня. В своем Google Navigator"e я уже отметил точки от Порожских дач до мыса Николаевского завода, а вот со стороны Долонова я пока точно не знаю где он выходит. Поинтересуюсь у своего отца.

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

Вот что у меня получилось. Если где ошибся, поправьте.

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

Сибирский тракт
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сибирский_тракт
Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем.
12 (22) ноября 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века, до этого из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.
В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.
В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.
В Томске память о Сибирском тракте до сих пор сохранилась в названиях двух улиц — Иркутского тракта, идущего на восток и Московского тракта, идущего на запад.
Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие городов, через которые он проходил, на развитие Сибири вцелом.

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

9

Арсений, вот это сильно " от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск" - это ж 1000 км где пропущено. и там болота. интересно, как они там двигались.
ну и про Братск ни слова...

к черту правила!

10

Вырезки с ресурса: http://dimon.shpack.net/content/view/1/3/
"С этой целью в 1631 году на левом берегу Ангары у Падунских порогов Максим Перфильев поставил деревянный острог, которому суждено было явиться началом основания Братска - Острожного - первого ангарского опорного пункта продвижения русских дальше на восток, Тулунскую землю."
"Первоначально за дальностью расстояния экономические связи Прибайкалья с центральной Россией были слабыми. Главные пути - реки. Но они крайне не удобны как пути сообщения: замерзают на полгода, имеют перекаты, мели, пороги."
"Только в 1771 - 1772 годах через Тулун прошел Московский сухопутный тракт. Постройка тракта была очень важным фактором. Теперь путь от Москвы стал ближе - занимал несколько месяцев, а иногда и недель."
Из первого обзаца ясно, что первым был образован Братский Острог и только потом наши добрались до Тулуна.
Из второго я понял, часть пути было зимним - по замерзшим рекам, но ведь летом тоже передвигались.
И, наконец, из третьего абзац следует, что тракт до 1772 года проходил не через Тулун, а другим путем. Но каким, нужно узнать...

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

11

Вот такой факт (http://vihbiblioteka.narod.ru/popovStroitelstvoostroga.htm)
"В Санкт-Петербургском филиале архива РАН хранится в портфелях Г. Ф. Миллера книга "Освоение р. Ангары и Тунгуски", написанная на немецком языке. Возможно, в ней имеются сведения об остроге у Падунского порога."

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

12

(http://www.clow.ru/a-russia/588.html)
"Братск, Илимск, Маковский острог служили важными перевалочными пунктами: через них шли караваны даже из Монголии и Китая. В этих поселениях работали судоверфи, а в Братске располагалась и таможня.
Ситуация изменилась, когда в 30- 40-х гг. XVIII в. был проложен Московский тракт через города Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск. Они начали быстро развиваться, а старые траспортно-торговые центры постепенно приходили в упадок."
Так что ребятки раньше Братск Острожный был чуть ли не воротами для товаров из Азии smile

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

13

Арсений, собственно, Братск был и форпостом для основания Иркутска. Исторически, развитие региона шло с Севера на юг. Как получилось, что Иркутск развился активнее - надо читать историю

к черту правила!

14

Арсений пишет:

И, наконец, из третьего абзац следует, что тракт до 1772 года проходил не через Тулун, а другим путем. Но каким, нужно узнать...


Да нет, до того момента тракта вообще не было. Ну разве что до красноярска шла дорога... И то... По-моему на кораблях добирались. Глянь "Летопись Братска" - крайне занимательный и живой двухтомничек. Главное, понимаешь, чт оничего с тех пор и не изменилось wink

к черту правила!

15

"Как Братск обошли
Вообще-то Братску не везло хронически. Еще до 1917 года его обошли как минимум дважды. Первый раз — в царствование императрицы Елизаветы в середине XVIII века. В это время началось строительство знаменитого Московского тракта. Однако прошла эта трасса через Тулун, и Братск оказался в двухстах верстах от нее. Конечно, братские мужики трассу до Илира и Тулуна пробили. Хотя какая это трасса — так, тележный путь.
В 1891 году началось строительство великой Транссибирской магистрали. И Братск снова оказался в стороне. Железная дорога прошла значительно южнее, через Иркутск. Естественно, братчане попытались построить ветку до Транссиба, благо имелся под рукой весьма приличный железоделательный завод — Николаевский. Hо, как на грех, заводские каторжники не выпускали рельсов подходящего сечения.
С появлением тракта и Транссиба Ангара утратила свое магистрально-транспортное значение, и Братск из крупного транзитного села превратился в захудалый провинциальный центр. И все таки в конце XIX века Братску подфаpтило: в бирюсинском Клондайке горбачи вытащили последнее золото, и золотая лихорадка сместилась на Лену и Витим.
Путь на Бодайбинские прииски пролег через Братск. Вскоре в селе почувствовали и обратную связь. То, что не просаживалось гулеванами в Бодайбо, Киренске, Усть-Куте, оседало в Братске. Братск острожный все больше стал напоминать провинциальный городок. Но все равно его обитатели оставались сугубо сельскими жителями. Пока не грянула Великая Октябрьская."
http://info.irk.ru/pribaikal/bratsk/bratskraion.htm

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

16

Хронограф Сибири
http://today.babr.ru/index.php?yr=1631

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

17

Книга Г. Ф. "История Сибири" была у Попова Ю.В., там есть и про острог. Где сейчас эта книга я не знаю. Может у жены, может в музей передали на вечное хранение. Очень жалею, что не сделал копии карт 17-18 века, опять же Попова.

18

ChasM=, а почему не сделали и где сейчас эти карты? Давай кого-нибудь более шустрого снарядим. Где и кого искать?
Арсений, сможешь договриться? Надо найти Попова... ChasM=, как его по имени-отчеству?

к черту правила!

19

вот последнее понравилось: http://today.babr.ru/index.php?yr=1813 тогда уже хотели строить канал. И при строительстве ГЭС, вроде, были шлюзы в планах, но так и не построили

к черту правила!

20

Попова вы уже не найдёте. Он умер где-то полгода назад. Наверное всё его богатство передали в какой-нибудь музей.

21

ChasM=, эх вы... рядом жили и все проворонили :-( Как его звали-то? У кого тепаерь данные искать? Надо шутсро по музеем пройтись пока все не разбазарили.
а кто-нибудь еще остался, кто что-то знает толком о районе?

к черту правила!

22

К жене думаю обращаться не удобно. Можно связаться с Ступак Галиной Ефимовной (дом. 41-78-33, раб. 43-84-32). Она с ним активно общалась. Может знает куда всё пошло.
Добавлено (17.04.2008, 19:41)
---------------------------------------------
Вообще документы он давал очень не с охотой. Есть у нас несколько копий документов на старорусском. Может выложу. А карты мы отсканировали, но просто компьютер сломался. Не думали ж, что он так быстро помрёт. Он говорил, что стоящих документов в городе нет, что-то есть в Иркутске, что-то в Енисейске, что-то в архиве древних актов. Конечно интересен ещё Герасимов. Надеюсь он жив. Все они такие старенькие уже.

23

Это конечно не относится к сибирскому тракту, но всё равно выложу. Фрагмент из книги Николая Спафария, про его путешествие в Китай, через братскую землю. Он вёл подробный дневник своего путешествия.

24

Ок, Putnik, будем искать, договариваться и выкладывать...

Крутите педали не переставая, ибо если велосипед остановился - вы упадете!

25

ChasM=, ты б под узцы их... И велик свой ремонтировал, если не продал еще :-) ЕМНИП, тебе ремонт тысячи в 3-4 встанет и будет неубиваемая лесная машина :-)

к черту правила!