1

Довольно часто приходилось читать на различных форумах о том кто, как и чем смазывает цепь на своем велосипеде. Кто то мажет отработанным маслом, кто то солидолом, трансмиссионным маслом, моторным, WD-40, различные велосипедные смазки и прочее прочее вплоть до варки в литоле или масле. Чем же лучше всего смазывать свою цепь и как разобраться во всех специализированных смазках, предлагаемых магазинами?
Попробуем разобраться…
Какой же должна быть идеальная смазка для цепи?
- жидкой, чтобы проникать внутрь цепи.
- густой, чтобы дольше оставаться внутри цепи.
- обладать высокой адгезией, чтобы лучше держаться на цепи.
- обладать низкой адгезией к грязи, пыли, песку и пр. (чтобы не собирать на себя)
- обладать химической и механической стойкостью, отталкивать воду.
- легко удаляться для замены или во время ремонта.
Очевидно, что вряд ли какая-то смазка обладает всеми свойствами сразу, но существуют приемлемые компромиссы.
Хотелось бы поделиться своим, кое-каким опытом езды и ухода за велосипедом, из которого 10 лет приходится на МТБ.
Раньше я, как и многие, смазывал цепь машинным маслом. Оно хорошо проникает внутрь, но после непродолжительного катания, выступающее масло собирало на себя много грязи, цепь становилась черной. Выходом было, сразу после смазывания, вытирать тряпкой излишки масла, и, через несколько км вытирать снова, иначе налипающая грязь и песок быстро изнашивают трансмиссию, уменьшают КПД, затрудняют переключение и т.д. Только так машинное масло более или менее удавалось приспособить для цепной передачи. После тренировки цепь чистилась тряпкой и наносилась новая смазка. Конечно, тряпкой не удавалось вычистить всю грязь изнутри.
Чуть позже в магазинах стали появляться специальные смазки для цепных передач, а также машинки для чистки цепи. Смазки эти, так или иначе, напоминают обычное масло, но держатся на цепи заметно дольше и меньше собирают грязь. Что касается машинок, то они неплохо работают при использовании специальных смывок, которые в изобилии выпускают те же производители смазок (и стоят неоправданно дорого). Стоит так же заметить что чистка цепи машинкой – довольно грязное дело. Далее стали появляться смазки, которые, будучи жидкими, после нанесения загустевали, а так же самоудаляющиеся смазки.
Попробую рассказать немного о том как я готовлю свой велосипед пред xc гонками и тренировками (в равной степени это подходит и для любых покатушек и трэйлов) и какие использую средства.
Для начала, если цепь грязная (хрустит) - ее нужно почистить. Я делаю это так:
-Снимаю цепь (я использую цепь с быстросъемным замком)
-Покупаю жидкость для очистки двигателя в автомагазине (это в разы дешевле, чем в веломагазине и ее хватает на несколько месяцев), переливаю в банку или бутылку с плотной крышкой. Ложу туда цепь, хорошенько трясу.IMAGE1
-Вытаскиваю цепь и промываю в воде (можно с фэйри)
- Ставлю на велосипед, вытираю тряпкой и наношу смазку на каждый пин цепи.
Надо сказать такая процедура гораздо быстрее, чище и эффективней, чем чистка машинкой, хоть смывка двигателя, как правило, нехило воняет. Так же при использовании машинки, моющее средство неизбежно попадает на втулку – еще один повод снять цепь (при использовании быстросъемного замка).
Последнее время я использую смазку с P.T.F.E. Я не знаю что это такое, но попробую описать.
Сама смазка жидкая как вода, хорошо «впитывается» в цепь, через некоторое время загустевает (загустевшая смазка немного напоминает мыло) и можно ехать. Через некоторое время смазка «сходит». Обычно как раз хватает на одну тренировку или покатушку. Перед следующей тренировкой я немного протираю тряпкой и наношу новую смазку. Чистить цепь приходится, только если попадешь под дождь или когда цепь захрустит.
Эти смазки различаются у производителей. В прошлом году я взял попробовать 2 разные: одна всепогодная, другая для сухих условий. Которая всепогодная, после высыхания почти не оставляет следов и быстро сходит, зато цепь все время чистая. Другая, после высыхания похожа на мыло, держится дольше, но и грязи собирает чуть больше. Надо сказать что 2х бутылочек по 125 мл, мне хватило где то на год.http://velobratsk.ru/forum/img/_fr/8/0769518.jpghttp://velobratsk.ru/forum/img/_fr/8/4102756.jpg
В заключении хочу добавить, что смазки продающиеся в масленках расходуются более экономно, чем спрэи и меньше пачкают все вокруг. Зато спрэй можно нанести быстро. Сейчас, продаются смазки, содержащие, по заявлению производителей, наночастицы действующих наподобие миллиардов шариков, по которым катятся трущиеся поверхности.
Так или иначе простор для экспериментов огромный и каждый сам решает что ему удобней, надеюсь кому то написанное выше окажется полезным, и велосипедов с «поющей» цепью станет чуточку меньше.

2

PTFE поли тетра фтор этилен, что в переводе с русского языка значит ТЕФЛОН.
По остальным рекомендациям тоже куча вопросов.
1.В частности по очистителю-смывке двигателей. Их есть куча разных. Изнутри, снаружи, систем смазки, систем охлаждения, систем бензиновых, систем дизельных. Чем конкретно предлагается мыть?
2. Каков срок межсервисный? Хотя бы ориентировочно в часах/километрах пробега.
3. Для поднятия настроения вопрос:

race23 пишет:

Для начала, если цепь грязная (хрустит) - ее нужно почистить. Я делаю это так:
-Снимаю цепь (я использую цепь с быстросъемным замком)
-Покупаю жидкость для очистки двигателя в автомагазине (это в разы дешевле, чем в веломагазине и ее хватает на несколько месяцев), переливаю в банку или


Действительно ли нужно вначале снять цепь с велосипеда, а потом покупать средство для ее отчистки? Особенно если средства хватает на несколько месяцев... ;-)

3

1. Смывку покупаю, для очистки двигателя снаружи, обычно на водной основе. Тут конкретных рекомендаций нет, надо пробовать разные. Единственное нужно брать такую чтоб ее можно было перелить в другую бутылку, т.е баллон должен быть не под давлением.
2. Межсервисный срок, зависит от условий эксплуатации. К примеру зимой я только смазывал цепь. Летом все зависит от того где катаю: шоссе, или кантри. Короче для себя я придумал простую проверку: пальцами поворачиваю цепь (вдоль на скручивание) если хрустит - нужно чистить, если хрустит чуть чуть - могу прокатиться еще раз, предварительно смазав.
3. я просто пытался описать весь цикл сначала. По сути надо было так: smile
10. проверяем хрустит ли цепь? если да то 30
20. смазывает и едем кататься, затем 10
30. смотрим есть ли смывка? если да то 50
40. покупаем смывку.
50. чистим цепь.
60. смазываем цепь и едем кататься, затем 10

4

race23 [15378], :-)
Ну вот эти рекомендации уже практичнее. Тем более, чувствуется опыт программирования на Барсике.
А отмываю серьезно запачканные цепи в солярке, благо велосипеды хранятся и обслуживается не в жилом помещении и проблемы с запахом нет. Лучше всего очищает кипячение в солярке или керосине, но эта процедура довольно длительная, хотя и эффективная. Если прокипятить не получается, цепь снимается, засовывается в пластиковую бутылку для пепси и там выбалтывается вся грязь в каком-нибудь жидком средстве.
Я вначале мазал цепь автомобильной трансмиссионной смазкой типа GL-5 80w90 при помощи 5 кубового медицинского шприца с надетой иглой. Иголка прикладывается к цепи и, прокручивая цепь задним ходом, плавненько выжимаю смазку на стык роликов и боковых пластин. После прохождения круга-двух, убирается шприц, цепь еще немножко прокручивается для распределения смазки. Потом протирается ветошью, чтоб снять излишки.
Потом купил спрей для смазки мотоциклетных цепей. Небольшой балон никак не закончится уже второй год. При чем пыль к смазке почти не липнет, а хватает смазки на 70-100 км, если не загонять велосипед в гОвны по втулку.

5

adk-XXI Что за спрей и где приобрести можно?

Ride hard.Ride free.

6

nomad [15393], фотку сделаю - покажу. Купил в мото-магазине. После участия в очередной флудерской теме про смазку цепи ужасно захотелось быть крутым. Заехал по дороге в магазин "Бикер", купил за 350 р маленький балончик, внутри которого перекатывается шарик (соответственно, сделал вывод, что в состав входит какая-то взвесь, которую нужно размешать при нанесении на цепь). Смазка в общем-то понравилась.

7

This post has been reported as spam and is awaiting review by the moderators.